N
A
R
V
M
I
Narvmi

Наша миссия: Создание устойчивой велосипедной инфраструктуры в России

Велосипеды вывезут регионы в достойное будущее

04.06.2021

Зачем строить велодорожки вместо тяжелых автомобильных дорог?

Об авторе: Игорь Петрович Налимов – президент Велотранспортного союза, заслуженный путешественник России, кандидат технических наук.

К предстоящему 3 июня Всемирному дню велосипеда Общеевропейская программа по транспорту, окружающей среде и охране здоровья (ОПТОСОЗ) представила доклад «Общеевропейский генеральный план стимулирования велосипедного движения».

Почему велодвижение необходимо стимулировать? Как говорится в докладе, оно эффективно как средство активной и зеленой мобильности. Индивидуальная мобильность приносит пользу здоровью и характеризуется устойчивостью без нанесения вреда природе. Развитие безмоторного транспорта позволит снизить выбросы парниковых газов и уменьшить расходование невозобновляемых источников энергии. При планировании велосети предлагается предусматривать интермодальность транспортных узлов для всех видов транспорта. Проекты должны быть увязаны с разработкой концепции и практической реализацией железнодорожной и автодорожной сетей, созданием системы наземного транспорта сети вокруг крупных городов, аэропортов и пристаней морского и речного пароходства.

Конечно, европейских коллег стоит поблагодарить за ценные советы, но что делать в России, где дороги для всех видов передвижения на велосипеде практически отсутствуют? Велодорожки у нас в стране служат лишь для обеспечения индивидуальной мобильности и не предназначены для грузовых велосипедов. А потому, чтобы хотя бы начать развитие обозначенной ОПТОСОЗ инфраструктуры, в России предстоит сделать очень многое. Например, разработать классификацию и стандарты необходимых велотранспортных средств и велодорог по качеству дорожного покрытия, инфраструктуре и назначению. Индустрии также предстоит разработать оптимальные марки грузовых велосипедов и наладить их массовое производство.

Должны быть продуманы меры стимулирования активности по созданию сети велодорог на местном уровне и координации этой деятельности в регионах и в более широком масштабе. Потребуются дополнительные активные меры для эффективного организационно-финансового, социально-экономического обеспечения и совершенствования государственной политики развития велосипедного, других индивидуальных мобильных видов транспорта. Нужны поправки в федеральные законы, нормативные акты и стандарты.

Развитие велотранспорта и сети велодорог позволит быстрее и эффективнее решить задачи, поставленные Стратегией пространственного развития России, благодаря их значительным весовым и экономическим преимуществам. В чем же эти преимущества?

Для строительства «легких» велодорог не требуются крупные финансовые расходы. Так, стоимость строительства, ремонта и капитального ремонта 1 км одной полосы автодороги составляет не менее 17,7 млн. руб. Велодороги обойдутся в три-пять раз дешевле.

Строительство велодорог повысит транспортную доступность всех населенных пунктов страны, улучшит связанность между отдельными жизненно важными центрами, транспортными узлами, поселениями, удаленными от магистральных автодорог, снизит расходы на строительство и ремонт автодорог, мостов и развязок по малонаселенной местности. Станет возможным рациональное сочетание развития транспортной сети для многотоннажных грузов и массовых пассажирских перевозок и сети для небольших перевозок и индивидуального передвижения.

Велодорожная сеть и велотранспорт помогут выполнить задачи Транспортной стратегии России до 2035 года и найти оптимальное сочетание решений противоречивых задач. На 1 октября 2020 года, согласно ОКТМО, в России насчитывалось 153 124 сельских населенных пункта, основная часть из них – малые, с населением 50 человек и менее, а почти в четверти из них (23,6%) численность населения – менее 10 человек. Ввиду малой населенности многих регионов России и огромной протяженности расстояний вкладывать гигантские средства – триллионы рублей – в строительство автомобильных дорог, необходимых для тяжелого автотранспорта, нерационально. Для решения этих проблем полезнее и эффективнее создание велодорог. Сеть путей сообщения для легкого транспорта станет составной частью транспортной сети России – наряду с автодорожной, железнодорожной, водной и авиасетью.

Стоимость велотехники и расходы на ее ремонт, и эксплуатацию несравненно ниже, чем для автотехники. Грузовые и электровелосипеды, трайки обеспечат связь с магистральными автодорогами, портами и станциями железной дороги, позволят раскрыть экономический и туристский потенциал регионов, удаленных от городских центров. Легкий и простой в использовании велотранспорт отличается высокой проходимостью и отсутствием повышенных требований к качеству шоссе.

По мере развития велодорожной сети сформируется Национальная велосипедная сеть России (НВСР). Появится все больше возможностей для множества разнообразных туристских веломаршрутов по примечательным местам России, а затем и постепенного создания «РосВело» – «Национальной сети общедоступных туристских веломаршрутов России». С учетом всего этого велосипедный туризм будет наконец впервые включен в Стратегию развития туризма в РФ и займет в ней видное место. 

«Независимая газета» 03.06.2021 г. №112

© 2024 НКО НАРВМИ