Нужна стратегия развития!
Сезон 2020 года стал неожиданным для многих. Коронавирус перевернул все прогнозы, и производители до сих пор не верят своему счастью - клиент опустошил склады до последнего велосипеда. Пандемия вознесла двухколесную машину в статус эффективной защиты от заразы. Езда на велосипеде превратилась в лучшую профилактику от болезней, и обозначила его бесспорную пользу для здоровья людей. Заодно пополнила число фанатов. Их стало больше. Намного больше! Народ бросился к рулю в поисках средства от одиночества, страха, непонятных вирусов.
И к концу года многие почувствовали, что велосипедов на всех не хватит. Да еще кто-то запустил слушок, что, мол, сезон 2021 года принесёт две неприятные вещи – тотальный дефицит и заоблачные цены. Насколько вырастит стоимость «педальных коней» отечественного или импортного производства? Что ожидает велоиндустрию в этом году? Какие причины мешают развитию велосипедного образа жизни в нашей стране?
С этими вопросами мы обратились к Генеральному директору компании «Веломоторс» Александру Юрьевичу Начевкину.
- Как повлиял коронавирус на велосипедный рынок России?
- Эпидемия кардинально изменила ситуацию. Сегодня люди лишь по необходимости пользуются общественным транспортом и массово пересаживаются на велосипеды. Резко вырос спрос! В прошлом сезоне он был такой, которого не случалось за последние двадцать лет. Клиенты бросились скупать и очень дорогие, и самые дешевые велосипеды. В итоге, наши дилеры продали все, что было на складах и теперь не знают – радоваться или грустить?
- Мне кажется, что сегодня велосипед перестал быть просто средством передвижения. Он превратился в своеобразную «двухколесную таблетку», которую можно рекомендовать всем без исключения.
- Абсолютно верно. Велосипед стал реальным спасением от коронавируса. Ты едешь на велосипеде и ни с кем не общаешься, нет такой толкучки, как в метро. Кроме того, это физическая нагрузка и полноценный здоровый образ жизни. Велосипед – это спорт. Да еще можно просто ехать без маски и наслаждаться свежим воздухом.
- Все чаще появляется информация о том, что в этом сезоне всех ждут суровые испытания - повышение цен, а главное - дефицит велосипедов. Ваши прогнозы?
- Ситуация сложная, но компания «Веломоторс» будет стремиться удовлетворить спрос. Мы планируем открыть новое производство на Кубани, и в этом сезоне выпускаем новые модели.
Но, к сожалению, резко поднялись цены на сталь и алюминий во всем мире. Изменилась стоимость морских контейнерных перевозок. Российская железная дорога преподнесла подарок - увеличила расценки на свои услуги. Все это влияет на конечный результат. Цены однозначно вырастут на все категории велосипедов. Пока трудно сказать насколько.
Конечно, постараемся удержать цены на продукцию, несмотря на подорожание многих позиций. Нам важно, чтобы покупатель всегда мог купить недорогой и надежный российский велосипед.
- НКО «Национальная Ассоциация Развития ВелоМотоИндустрии» была учреждена Группой компаний «Веломоторс». С какой целью создавалась организация?
- Мы хотели заявить мировому сообществу, что в России есть собственное производство велосипедов. Сегодня завод в подмосковной Кубинке является крупнейшим в Европе. Во-вторых, мы хотели узнать, как решаются проблемы велосипедизации в других странах. НАРВМИ сразу же приняли в известные международные европейские, азиатские ассоциации. И в-третьих, НКО было создано для того, чтобы помогать развивать велосипедное движение в стране, участвовать в разработке и реализации программ по созданию велоинфраструктуры, представлять интересы НКО в государственных, общественных структурах, а также поддерживать интересы российских производителей велопродукции.
- Имеет ли НАРВМИ партнёрские связи с международными организациями? И как там стимулируют интерес населения к велосипеду?
- У Ассоциации налажены контакты с зарубежными обществами. Мы постоянно получаем информацию о том, что происходит в других странах. Как там велосипед помогает решить проблемы защиты от коронавируса. А главное, как различные страны стимулируют потребность людей в велосипедах?
К примеру, Евросоюз в прошлом году выделил для поддержания велосипедного движения и развития велоинфраструктуры 56 миллиардов евро. Половина средств ушла на строительство велодорожек, развязок, установки светофоров, прокатов, кафе, пунктов ремонта в городах. А вторая часть средств поступила производителям для стимулирования спроса на велосипеды. Каким образом?
Если какая-то компания покупает велосипеды для своих сотрудников – для работы или для отдыха, то государство такие расходы полностью берет на себя. Системе выгодно, чтобы люди были здоровы, чтобы они жили в экологической и комфортной среде. Вот как решается проблема велосипедизации в Европе. Бум на велосипеды сейчас происходит по всему миру. Не только в России.
- А ваши конкуренты могут участвовать в работе НАРВМИ?
- Это общественная организация, которая занимается проблемами развития велодвижения, создания комфортной среды для велосипедистов. В этой деятельности не существует конкурентов. Мы рассматриваем всех, как участников велорынка и наших партнеров, даже если они занимаются простой сборкой китайских велосипедов. Главное, что все мы удовлетворяем потребность людей в продукции.
- Кто может стать участником организации?
- Любой гражданин, НКО, компания, которым небезразлично развитие велосипедного движения в России.
- А что получает обычный велосипедист от вступления в Ассоциацию?
- Стать участником может каждый, но важно не количество. Нам нужны те, кто поможет в работе над продвижением велосипедного образа жизни. Например, создает инфраструктуру в своем микрорайоне, помогает местной власти ее строить и развивать, собирает молодежь для путешествий, разрабатывает веломаршруты, создает мастерские для ремонта. Да много чего можно придумать и сделать! У нас для обычного велосипедиста достаточно интересных направлений деятельности.
- В конце декабря прошлого года состоялась рабочая встреча по подготовке региональной конференции. Особенно ярко выступил глава Альметьевска - Тимур Нариманов. Его презентация показала, как надо эффективно решать проблемы создания комфортной инфраструктуры.
- Для молодой Ассоциации приезд руководителя самого велосипедного города России – большое событие. Я знаю, что после мероприятия Тимур Дмитриевич побывал на нашем велозаводе в Кубинке.
Планируем весной приехать большой делегацией в Альметьевск. Заодно обсудим варианты сотрудничества. НАРВМИ планирует открыть свое представительство в Татарстане. Опыт Альметьевска важен и интересен всем. Поэтому мы вместе будем работать над его продвижением в другие регионы.
- Эпидемия коронавируса показала острую зависимость от иностранных производителей запчастей. Из-за закрытия границ нарушен график поставок, поднялись цены на металл, резко выросли грузовые перевозки. Известно, что большая часть комплектующих изделий поступает из Китая. Как избавиться от диктата монополистов? Что нужно для создания собственного производства столь необходимых деталей?
- Сегодня мы можем на своих заводах делать любые рамы из алюминия, стали, пластика. Но нам нужно создавать полноценное производство российских велосипедов. Это моя мечта!
Поэтому планируем организовать производство тех велосипедных компонентов, которые все мировые производители велосипедов получают из Китая. Если нам удастся реализовать этот масштабный проект, то Россия может стать вторым центром мирового производства, как самих велосипедов, так и экспортером велосипедных компонентов, что будет абсолютно уникально для современной истории.
Наконец мы сможем развернуть государственный вектор поддержки с импорта на экспорт, пусть и в отдельно взятой индустрии. Это, безусловно, сделает доступнее велосипеды внутри страны, даст много рабочих мест, как непосредственно производству, так и многочисленным смежникам. Зачем нам кормитьвосточных партнеров, если сами можем этосделать?Наш опыт доказал, что это возможно, и от этого проекта выиграют абсолютно все!
- Если в других странах есть четкое понимание о том, как должна развиваться велосипедная жизнь в городах и селах, то у нас ощущение того, что велоинфраструктура строится как-то бессистемно. Наверно, всем, кто хочет сделать жизнь велосипедистам комфортной, необходимо разработать единую программу велосипедизации России. Тем более, что в нашей стране есть позитивный опыт в том же Татарстане.
- Всем – и производителям велосипедов, и любителям активного отдыха нужна понятная стратегия развития. Уже не годится «лоскутный» принцип создания велоинфраструктуры. Опыт Альметьевска необходимо изучать, тиражировать по мере возможностей. Это очевидно!
Но главное, надо объединиться всем, кто имеет отношение к производству велосипедов, к строительству и развитию велоинфраструктуры, кто продвигает велосипедный образ жизни. Это различные НКО, государственные структуры, коммерческие компании. Обсудить проблемы отрасли, выработать стратегию развития велодвижения в России. И это надо срочно делать! Выходить в правительство, Государственную думу с конкретными предложениями.
И здесь нужно отказаться от конкурентных амбиций. Вся отрасль, сотни тысяч людей страдают от отсутствия стратегии развития велоинфраструктуры в нашей стране. Сейчас нужно решать наболевшие проблемы и идти вместе дальше. Россия - большая страна, и судя по тому, что происходит сегодня, велосипед может стать основным транспортным средством для многих людей. Разве это плохо?!
Владимир Анненков
К сожалению, это интервью оказалось последним в жизни Александра Юрьевича Начевкина. 4 января 2021 года он умер от последствий коронавируса.
Ушел из жизни потрясающий человек. Он был созидателем и творцом - строил новые заводы, воплощал свои мечты в уникальные модели веломототехники, давал интересную работу сотням специалистов.
Александр Начевкин практически с нуля создал национальную веломотопромышленность. Он мечтал о том времени, когда русские велосипеды и квадроциклы поедут по дорогам разных стран. И сегодня они покоряют континенты, вызывая откровенное восхищение.
Но главное, Начевкин давал людям веру в будущее, в то, что можно спокойно работать, учиться, создавать семьи и просто нормально жить. А партнерам и отечественному бизнес-сообществу Александр Юрьевич наглядно показал, что в бизнесе можно и нужно быть честным человеком.
Уход талантливого руководителя потряс всех, кто его знал. У него были масштабные планы по созданию новых предприятий, запуску уникальных проектов. Его дело будут продолжать семья, друзья, партнеры, тысячи людей, которые сегодня создают славу отечественной веломототехники!